17th Сентябрь, 2010
Бонистика
Нумизматы собирают монеты, металлические деньги, а вот отдельной статьей идет собирательство бумажных денег. Бонистику также называют научной дисциплиной, рассматривающей денежные знаки (боны) как исторический документ. Коллекционеры собирают, как правило, бумажные деньги не просто какой-либо одной страны. Интересны коллекции бон одной какой-либо даты выпуска или с разными формами, или необычными изображениями.
Бонистику можно разделить на несколько направлений. Есть так называемая железнодорожная бонистика — в такие коллекции входят бумажные деньги, которые выпускались временно и имели на себе изображения с железнодорожной тематикой.
Есть бонистика денежных суррогатов — ее областью стали боны, которые выпускались различными предприятиями, акционерными обществами или товариществами в качестве замены денег. Вспомним тут приснопамятные билеты МММ.
А есть и коллекционеры, которые собирают не существующие деньги. Это денежные знаки, которые не являются средством обмена в цепочке «товар-деньги». Есть, например, в Китае ритуальные деньги, есть и просто юмористические купюры, имитирующие денежные знаки.
Из довольно распространенных интересна купюра в два доллара. Считается, что она достаточно редкая. Некоторые связывают с ней миф о том, что положенная в кошелек, она будет «приманивать» деньги. Выпущена эта купюра в 1976 года в связи с двухсотлетием Соединенных Штатов, выпуск ее был однократным. Однако, ранее в Америке уже ходили в обращении двухдолларовые купюры. Выпускали ее в некоторых штатах и до памятной даты, в Мэриленде, например, она находила в обращении еще с 1770 года.
Двухдолларовая же купюра, привлекшая к себе столько внимания, была выпущена в миллионах экземпляров. Но, похоже. Она просто чем-то не подходит американцам — по статистике наиболее распространенной денежной купюрой является один доллар. Именно долларовые бумажки составляют 47% от всей массы долларовых банкнот. Кстати, срок жизни однодолларовой банкноты всего полтора года. Именно через такой срок она становится негодной для обращения.