27th Февраль, 2011
Коллекционирование алкогольной атрибутики: винографолия
Одним из направлений коллекционирования является собирательство алкогольной атрибутики, так называемая винографолия. Этот термин относится к коллекционированию винных этикеток и разных видов печатной продукции, предназначенной для получения сведений о винной продукции. Предмет винографолии — этикетки напитков (художественно оформленные наклейки из бумаги определенного формата). Обычно на них указываются данные о продукции: наименование, вид напитка, товарный знак, производитель, уровень содержания сахара и спирта, полученные награды и др.
Винные этикетки вошли в обиход довольно поздно, около XVII — XVIII вв., а до этого на кувшинах, амфорах и бутылках вместо этикетки ставилось клеймо, который отражал инициалы винодела или его знак.
Термин винографолия произошел от сочетания трех слов: латинского vino — вино, греческого grapho — писать, латинского folio — лист. Это определение впервые было введено таллиннским коллекционером Борисом Слепиковским, который собирал этикетки от различных алкогольных напитков. Коллекцию основал Э. Слепиковский, отец Бориса. По завещанию владельца в нее включается также и собрание коллекционера И. Гущина из Санкт-Петербурга, который считается одним из первых российских собирателей винных этикеток. Современная коллекция Слепиковского насчитывает около 15 тысяч экспонатов. Этикетка может поведать знатоку о многом. Фирма «Мартини», например, не меняла оформления бутылок своих напитков со времен основания, еще с 1786 года.
Одна из крупнейших в России коллекций этикеток коньячно-водочных напитков и вин принадлежит воронежцу Александру Киланянцу. Его коллекция собиралась 37 лет и на сегодня насчитывает около 25 тысяч этикеток и кроме того несколько тысяч бутылок, пробок фирменных стаканов и кружек.